Спецвыпуск №2, 2022

Степанов С.А., Гришаева Ю.М., Глазачев О.С.

Предисловие к cпециальному выпуску №2

Гуманитарные науки, проблемы образования, экологической культуры

Демиденко Э.С. Дергачева Е. А.

БЕЗОПАСНОСТЬ БИОСФЕРЫ В ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Проведен анализ, связанный с нарастанием техногенного развития общества, гибели биосферы и смены эволюции жизни. На Земле в результате утверждения буржуазного технократического мировоззрения идет социально-техногенное развитие мира с трансформацией естественно-эволюционных процессов жизни. Это сопровождается деградацией естественно-биосферной природы (живых организмов, почвенного покрова и биогеохимических обменных процессов) со стремительным формированием техносферы как материального искусственного мира, которая начинает удовлетворять новые потребности людей, вызывая ноосферное творчество. В. И. Вернадский считал этот процесс ноосферным восхождением биосферной жизни. Практика же показала, что формирование искусственного мира ведет к уничтожению на суше биосферы и гибельному переходу жизни в техносферу. Исходя из этого, авторы предлагают стратегию сохранения и возрождения биосферной жизни в РФ с осторожным введением в биосферу ноосферных организмов. Создавая эту стратегию, авторы особое внимание уделяют биосферной и ноосферной безопасности жизнедеятельности населения нашей страны с выходом новой социальной практики на мировую арену, не ограничиваясь экологическими решениями типа «зеленой» экономики и программами устойчивого развития.

Крайнов Г.Н.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА

В статье анализируется актуальная проблема: экологическая безопасность как фактор устойчивого развития современного мира. Отмечается, что индустриальное развитие мира, основанное на показателях экономического роста, к концу 60-х годов ХХ в. привело к возникновению глобальных экологических проблем, экологической опасности. На это указывали решения Конференции ООН по окружающей среде (1972 г.), Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Саммит Тысячелетия (2000 г.), всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР, 2002 г.) и др. Концепция экологической безопасности включает в себя два аспекта: рациональное природопользование и недопущение экологической катастрофы глобального масштаба. Дана характеристика концепции устойчивого развития, направленная на сохранение необходимых ресурсов для будущих поколений, удовлетворяя при этом потребности нынешних поколений.

Жернов Е.Е.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Проблемным вопросом неоиндустриализации, особенно в ресурсодобывающих регионах страны, остается экологическая безопасность проживающих там людей и природного комплекса территории. В связи с этим назрела потребность акцентировать приоритет экологической безопасности в стратегических концепциях и программах развития всех отраслей региональной промышленности, с учетом особенностей формируемой там неоиндустриальной экономики - средства перехода от зависимой экспортно-сырьевой стратегии развития экономики к суверенной инновационной.

Маколова Л.В., Ковалева Н.А.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается проблема нахождения компромиссного решения предоставления транспортных услуг с учетом экологического фактора. На основе интерпретации теории порочного круга Кналла проанализирован процесс предоставления транспортной услуги и определены направления экологизации транспортной деятельности. Представлены результаты группировки транспортных процессов и видов негативного воздействия транспортной сферы на окружающую среду и анализа статистической информации об объемах перевозок грузов различными видами транспорта и определены ключевые экологические проблемы при осуществлении транспортной деятельности.

Агаренков С.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Настоящая статья посвящена вопросам правового регулирования охраны, защиты, воспроизводства и использования растений как природного объекта и природного ресурса. Растительный мир, являясь важнейшим компонентом природной среды, слабо охватывается правовым полем, в связи с чем предлагаются пути решения данной проблемы. Анализируется нормативно-правовая база в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Гуманитарные науки, проблемы образования, экологической культуры

Винокурова Н.Ф.

КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются актуальность темы, нормативные, философские и психолого-педагогические аспекты коэволюционного субъектно-деятельностного подхода. Подчеркивается, что он отражает коэволюционные ценности современной научной картины мира и приоритетную личностно-деятельностную парадигму современного обра- зования. Раскрывается сущность коэволюционного субъектно-деятельностного подхода как системообразующего методологического базиса развития экологического образования и воспитания для устойчивого развития.

Голубчиков Ю.Н.

ДВЕ ОНТОЛОГИИ

Рассматриваются взаимоотношения науки и религии. В основу религии положен телеологический догмат. В науке, напротив, возникновение мироздания, жизни и человечества трактуется как результат действия очень долгих, но абсолютно слепых сил, а в самом мироздании не усматривается ни величия, ни красоты, ни цели. Эта картина отвечала научным достижениям середины ХХ в., но уже не вписывается в современную научную картину мироздания.

Гордова А.Ф.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ВОСПИТАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье отношение к сбору твердых коммунальных отходов (ТКО) рассмотрено как составная часть экологической культуры. Показано, что экологическая культура должна формироваться быстро, так как экологическая ситуация стремительно ухудшается. Как элемент информального образования для формирования экологической культуры взрослых предложено использовать короткие и содержательно емкие видео, подобные рекламным.

Медико-биологические науки

Медейрос Э.Ф., Лань Ф., Валлнер Ф.Г.

КУЛЬТУРА И ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕЛА. СЛУЧАЙ «ЧЕЛОВЕК КАК ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДВОРЕЦ» И «НЭЙЦЗИН ТУ» (內經圖)

Когда мы рассматриваем изображения человеческого тела на цветном плакате «Человек как индустриальный дворец» и диаграмме «Нэйцзин ту» (Nèijīng tú), мы сразу же замечаем, что, несмотря на то, что эти изображения были созданы в одну и ту же эпоху мировой истории, они представляют различные точки зрения на человека и его физиологию. Эти визуальные образы почти никогда не вступают в какой-либо «диалог» и почти всегда анализируются с индивидуальной и, следовательно, ограниченной точки зрения. В данной статье представлен краткий обзор каждой из этих работ, а затем устанавливаются связи, объединяя их в «беседе», целью которой является углубление нашего понимания каждой из них.

Богач Я.

ЧТО ВАЖНЕЕ — ЗАЩИТА ЖИВОТНЫХ-ХИЩНИКОВ ИЛИ ПОДДЕРЖКА ФЕРМЕРОВ И РЫБАКОВ, РАБОТАЮЩИХ НА НАШ УСТОЙЧИВЫЙ ЛАНДШАФТ?

Обсуждается конфликт между сохранением охраняемых видов в ЕС и экономическими проблемами. На примере сохранения баклана и конфликта с рыболовством.

Глебов В.В., Никитин Д.С.

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

В работе представлены результаты оценки комплексного воздействия антропогенных факторов среды на когнитивные функции школьного населения столичного мегаполиса. Изучалось влияния социальных и техногенных факторов на память и внимание контрольной и сравниваемых групп школьников пятых классов (n=233: 109 мальчиков, возраст от 11,4 до 12,1 лет), проживающих в разных эко-социальных условиях Москвы. В зависимости от эко-социальных условий, исследуемая выборка учащихся была поделена на 4 сравниваемые подгруппы: СГ1 — условия экологической и социальной сред были неблагоприятными, СГ2 — условия экологической среды были неблагоприятными, а социальной — благоприятными; СГ3 — условия экологической среды были благоприятными, а социальной — нет. К — контрольная подгруппа, где условия экологической и социальной среды были благоприятными. Анализ полученных данных исследований по тесту «Таблицы Шульте» показал следующее: • эффективность работы: у 81,4% школьников подгруппы К показатели были выше, чем у испытуемых подгруппы СГ1, СГ2, СГ3 (27,8, 40,7 и 41,6 соответственно); • степень врабатываемости: у 89,1% школьников подгруппы К показатели были выше, чем у испытуемых подгруппы СГ1, СГ2, СГ3 (30,9, 41,3 и 42,4% соответственно); • по психической устойчивости: у 73,5% контрольной группы показатели были выше, чем у испытуемых групп СГ1, СГ2, СГ3 (28,4, 36,6 и 38,7% соответственно) при значимости различий в сравнение по подгруппам составило p<0,05. Выявлено значимое воздействие негативных факторов города на функциональное состояние детей, которое проявлялось в форме снижения устойчивости внимания и умственной работоспособности учащихся средней школы, проживающих не неблагоприятных экологических и социальных условиях.

Горячева Н.Г., Латышек К.П.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В РУССКО-МОНГОЛЬСКОМ СЛОВАРЕ

Статья посвящена анализу составленного словаря основных понятий, терминов и определений в области экологии на русском и на монгольском языках. Дается обоснование необходимости изучения терминологии науки экология в Академии гражданской защиты МЧС России курсантами, обучающимися на факультете по подготовке иностранных специалистов, для решения глобальных проблем окружающей среды.

Федосеев О.Н., Хурнова Л.М.

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САДКОВОГО КАРПОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЗАДАННОМУ КОЛИЧЕСТВУ САДКОВ

Развитие рынка продукции аквакультуры может оказывать значимое влияние на наши национальные приоритеты, в первую очередь, формируя тренд здорового питания и долголетия населения России. Ожидаемый рост спроса на рыбу может быть удовлетворен за счет аквакультурного производства с учетом большого количества внутренних водоемов России. Представлена математическая модель регрессионного типа, описывающая зависимость набора массы садкового карпа от продолжительности выращивания, позволяющая прогнозировать эффективность садкового хозяйства по массе выращенной рыбы.

Проблемы экологии, науки о земле

Тюмасева З.И., Орехова И.Л.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТЯХ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются сущность и особенности современного экологического образования. Даны определения ключевых понятий «образовательная среда», «эколого-валеология», «здоровье»». Также показана роль интеграции экологии, здоровья и образования в решении экологических проблем. Цель статьи — обосновать и раскрыть интеграционные процессы в областях экологии, здоровья и образования в рамках экологического образования.

Гагарин А.В.

ВАЖНЕЙШИЕ ТРАЕКТОРИИ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

В статье раскрыты некоторые особенности воспитания экологической культуры в академической среде вуза. Обозначен ряд теоретических позиций, связанных с основными понятиями рассматриваемой проблемы: об экологической культуре в актуальном ее понимании (воспитательный контекст); о воспитании в академической среде (некоторые определения и идеи). Поднимается и в определенной мере раскрывается ответ на вопрос: возможно ли, и если да, то как воспитывать экологическую культуру студентов в цифровой (онлайн) среде? В этой связи рассмотрен феномен проэкологичного поведения как возможного психологического критерия воспитания экологической культуры у студентов в условиях цифровой (онлайн) среды. Сформулированы некоторые идеи (теоретические предпосылки, технологические и дидактические аспекты, практика) для дальнейшего обоснования и разработки проблемы воспитания экологической культуры студентов. В качестве итога раскрыты отдельные ключевые траектории воспитания экологической культуры студентов в актуальных условиях развития образования.

Гришаева Ю.М., Ярошенко В.И., Усачева И.Н., Алымова О.В.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Анализируя постулаты ноосферного учения, концепции устойчивого развития, теории человеческого капитала, авторы определяют новое содержание понятия «экологическая культура», обосновывают его как качественную характеристику развития человеческого капитала и указывают на актуальность формирования экологической культуры в эко-акмеологическом ракурсе.

Ниязова А.А.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В статье обозначена актуальность непрерывного социально-экологического образования в интересах устойчивого развития, а также раскрыта специфика процесса профессиональной подготовки учителя к непрерывному социально-экологическому образованию через разработку модели непрерывной подготовки будущего учителя и содержательно-процессуальной модели профессиональной подготовки будущего учителя к непрерывному социально-эко- логическому образованию. Представлены педагогические условия и дано описание их внедрения в образовательный процесс по подготовке будущего учителя к реализации непрерывного социально-экологического образования обучающихся.

Искакова М.О., Сагындыкова А.Ж.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время большое внимание уделяется формированию и развитию экологической компетентности личности. Данная статья является частью многолетнего исследования автора, которое продолжается по сей день, посвященного формированию экологической компетентности студентов.

Гуманитарные науки, проблемы образования, экологической культуры

Лебедева М.Ю.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА ЛГУ ИМ. А. С. ПУШКИНА «РАСЦВЕТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ»

В статье рассмотрены возможности использования воспитательного потенциала студенческих клубов на примере Экологического клуба ЛГУ им. А. С. Пушкина «Расцветающее поколение».

Дзятковская Е.Н.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Рассмотрены особенности утвержденной в России новой концепции экологического образования для системы общего образования. Проанализирована логика развития целей экологического образования за последние полвека, изменение методологических подходов и понятийно-терминологического аппарата экологического образования. Рассмотрено понятие «экологическая образованность» как результат общего образования.

Борщевская Е.В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются возможности формирования экологической грамотности при изучении учебного предмета «Биология» на II и III ступенях общего среднего образования. Автором, с учетом специфики учебного предмета «Биология», требований обучения, предъявляемых учащимся в образовательном процессе, были определены сущность и содержание экологической грамотности. В статье акцентируется внимание на видах деятельности, которые способствуют формированию у учащихся экологической грамотности.

Репринцева Ю.С.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ПО ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПОЧВА И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ»

В статье приводятся примеры трехуровневых учебных заданий с экологическим содержанием по школьной географии на примере темы «Почвы и земельные ресурсы», раскрывается значение заданий в формировании и развитии экологических знаний и умений обучающихся.

Гаджиева Е.А.

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье изложены подходы к формированию региональной системы экологического образования и воспитания молодежи в Ленинградской области. Отмечена системообразующая роль университета в определении форм и методов работы. Представлены результаты многолетней работы по экологическому просвещению обучающихся.

Кулев А.В., Шалобаев Е.В.

О ВЗАИМОСВЯЗЯХ МЕЖДУ БИОЛОГИЕЙ И ЭКОЛОГИЕЙ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрываются взаимосвязи между биологией и экологией с учетом тенденций развития этих наук в прошлом и настоящем. Определяется место экологии в структуре школьного курса общей биологии. Обращается внимание читателя на важные методические условия, позволяющие повысить эффективность усвоения школьниками компонентов содержания экологического образования в процессе обучения биологии.

Миненко Н.С., Эртель А.Б.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

В этой статье обсуждается важность экологического обучения и воспитания школьников с применением технологии критического мышления. Важно раннее экологическое образование детей, так как именно в дошкольном возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь. В современном стремительно меняющемся мире дети должны уметь быстро обрабатывать огромные массивы информации, уметь анализировать и критически мыслить, быть мобильными, иметь развитое логическое мышление и творческий потенциал, при этом духовно-нравственные ценности и экологическая культура не должны уходить на второй план. Однако вопросы экологического образования с использованием современных технологий мало изучены. Поэтому к экологическому образованию в школах проявляется интерес в научной и профессиональной педагогической деятельности.

Алешин С.А., Григоренко Н.И., Янчук Е.Е.

РОБОТИЗАЦИЯ ПИЩЕБЛОКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматриваются подходы к организации здорового питания как фактора, влияющего на качество образовательного процесса. Качественное питание школьников способствует развитию экологического образования. Формирование культурного вектора начинается в образовательных учреждениях. Использование искусственного интеллекта позво- ляет идентифицировать учащегося и формировать статистику в рамках здорового питания в образовательных учреждениях.

Трибуна молодых ученых

Колесник Т.А.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ

Проанализированы факторы городской среды, влияющие на процессы социализации и адаптации человека в современном техногенном мире. Сделаны выводы о том, что быстрые темпы изменений, связанные с вытеснением биосферы техносферой, ведут к разбалансировке тысячелетиями вырабатывавшихся в ходе эволюции механизмов адаптации и социализации, что выражается не только в различных социальных деструкциях, но и в стремительной потере природного здоровья человека.

Тихомирова М.А.

ОБ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Работа посвящена актуальным аспектам школьного экологического образования в России, его состоянию на сегодняшний день, а также рассматривается его реализация на базе общеобразовательной организации.

Воронцова-Вельяминова С.И.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ

Техногенное общество качественно влияет на естественный биосферный мир, формируя и расширяя искусственную среду обитания — техносферу. Это несет в себе массу как позитивных, так и пагубных последствий, отражающихся на биосфере, ее биоразнообразии и, в конечном итоге, на самом человеке. С одной стороны, люди смогли сделать условия своего существования максимально комфортными, но с другой, в погоне за бесконечным потреблением они стали закрывать глаза на ущерб, наносимый биосферному балансу. Для того, чтобы у человечества появился шанс нивелировать возникающие риски, необходим комплексный подход к формированию экологически ориентированных, коэволюционных и даже экофильных воспитательных стратегий. Экологическое воспитание является базовой основой дальнейшего гармоничного и безопасного развития России и мира в целом.

Черных А.И.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыт вопрос об экологическом воспитании младших школьников. Представлены варианты методов и форм экологического воспитания. Также рассмотрены типы внеклассных занятий.

Красова П.А.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена проблема воспитания экологической культуры младших школьников. Определено значение экологических игр в воспитании экологической культуры младших школьников. Проанализированы основные этапы подготовки и проведения экологической игры. Представлена классификация экологических игр и рассмотрены особенности использования некоторых экологических игр в работе с младшими школьниками.

Лытнев Н.С.

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ У ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ ЕЛЬЦЕ

Здоровье является характеристикой качества людей, влияющего на результативность их работы. Оно испытывает огромное влияние со стороны окружающей среды. В статье рассматривается теоретический аспект зависимости здоровья от экологических факторов. Дается анализ заболеваемости бронхиальной астмой у детей в городе Ельце.

Маркова А.А.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

данной статье идет речь о важности экологического воспитания школьника в период обучения в начальной школе. Изложены основные цели и задачи экологического воспитания.

Сафонова Ю.А.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема воспитания экологической культуры у подрастающего поколения во внеурочное время в начальной школе.

Селянина А.С.

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЗОН НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В статье раскрыт вопрос о природных зонах. Представлен пример описания природных зон для детей младшего школьного возраста. Также рассмотрены значения изучения темы «Природные зоны» в начальной школе.