Глазачев О. С.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва
В работе проведен анализ состояния здоровья студентов медицинских вузов в процессе профессионального становления, выявлены неблагоприятные факторы, пагубно влияющие на психическое и соматическое здоровье, уровень стрессрезистентности, что, в частности, проявляется в формировании синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), поражающего до 34—40% обучающихся. Представлен теоретический анализ феномена эмоционального вы горания, его структуры, моделей, стадий развития, описаны особенности проявлений СЭВ у студентовмедиков. В собственном эмпирическом исследовании с применением современного психодиагностического инструментария и методов анализа вегетативного статуса выявлено, что синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков может рассматриваться как проявление дистресса, индуцированного неоптимальными условиями обучения и проявляющегося индивидуальной комбинацией симптомов разного уровня в зависимости от исходных предрасполагающих личностных особенностей. С другой стороны, даже ранние стадии развития СЭВ негативно сказываются на стрессреактивности студентов, делая их более уязвимыми к стрессорным факторам в процессе обучения. На заключительном этапе проведен анализ возможных путей и методов профилактики синдрома выгорания у студентов-медиков, а также представлены разработанные рекомендации по коррекции организации учебного процесса и контроля знаний на кафедре нормальной физиологии, что является эффективным способом предупреждения появления синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов.
Язык статьи: русский
Глазачев О. С.
Синдром эмоционального выгорания у студентов вузов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2011. Спецвыпуск №1: 26—45