Гуманитарные технологии в проектировании воспитательного кластера инженерного вуза
В докладе приводится информация о результатах современных исследований российских ученых в области педаго-гических технологий, в частности в контексте воспитания инженера-интеллигента. Категория «инженер-интеллигент» предлагается авторами как вариант компетентного развития специалиста в области промышленного приро-допользования.
Гуманитарные технологии в экологическом образовании студентов ВУЗа
В работе анализируется понятие «гуманитарная технология» через соотношение понятий «социальная технология», «педагогическая технология», «гуманитарная технология», а также рассматриваются возможности реализации гуманитарных технологий в образовательном пространстве гуманитарного вуза для достижения целей экологического образования. Ключевые слова: гуманитарная технология, социальная технология, педагогическая технология, экологическая культура, гуманизация, гуманитаризация.
В работе проведен анализ состояния здоровья студентов медицинских вузов в процессе профессионального становления, выявлены неблагоприятные факторы, пагубно влияющие на психическое и соматическое здоровье, уровень стрессрезистентности, что, в частности, проявляется в формировании синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), поражающего до 34—40% обучающихся. Представлен теоретический анализ феномена эмоционального вы горания, его структуры, моделей, стадий развития, описаны особенности проявлений СЭВ у студентовмедиков. В собственном эмпирическом исследовании с применением современного психодиагностического инструментария и методов анализа вегетативного статуса выявлено, что синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков может рассматриваться как проявление дистресса, индуцированного неоптимальными условиями обучения и проявляющегося индивидуальной комбинацией симптомов разного уровня в зависимости от исходных предрасполагающих личностных особенностей. С другой стороны, даже ранние стадии развития СЭВ негативно сказываются на стрессреактивности студентов, делая их более уязвимыми к стрессорным факторам в процессе обучения. На заключительном этапе проведен анализ возможных путей и методов профилактики синдрома выгорания у студентов-медиков, а также представлены разработанные рекомендации по коррекции организации учебного процесса и контроля знаний на кафедре нормальной физиологии, что является эффективным способом предупреждения появления синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов.
Новая генерация учебных материалов по экологии: опыт российских вузов
В работе представлен опыт проектирования модуля по курсу «Введение в экологию» для бакалавров-экологов. Основной его целью является формирование целостного мировоззрения и экологической культуры личности на основе экогуманитарной парадигмы.
Источники социально-историко-культурного опыта формирования экологической культуры педагога
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экология, эколого-профессиональной готовности, экологическое сознание.
Образование в интересах устойчивого развития и экологическая компетентность
В качестве одного из инструментов реализации модели образования для устойчивого развития рассматривается компетентностный подход, акцентируется внимание на экологической компетентности как одной из ключевых, ее структуре и содержании. Ключевые слова: образование для устойчивого развития, компетентностный подход, экологическая компетентность.
Влияние эколого-психологических занятий на уровень воспитанности и экообразованности школьников
Представлен опыт школьного педагога-психолога по реализации программы формирования у детей жизненных ценностей на основе экологического образования и воспитания.
Гуманитарные технологии в деятельности педагога по формированию экологической культуры
В статье проблемы экологического кризиса рассматриваются как психологическая и педагогическая проблема. Изменение роли родителей в образовательном процессе является педагогическим условием, которое развивает их экологическую культуру. Психологическая атмосфера школы-интерната благоприятна для взаимодействия учителей — учеников из-за специальных условий организации труда.
Экодизайн: программа (модуль) и методические материалы
Развивая идеи Концепции современного гуманитарного образования на основе теории и технологий контекстного обучения в условиях компетентностного подхода, разработан курс «Экологический дизайн». Проблемное поле курса — неизбежная экологизация всех сфер общественного развития, проектный характер современной культуры и преодоление противоречий в высшем профессиональном образовании. Эти противоречия общественного развития как бы соединяются в профессиональной подготовке будущего дизайнера и требуют преодоления. В проектной деятельности дизайнер должен быть способен гармонично соединять творческий, художественный замысел и практическое воплощение, продукт его деятельности призван быть природосообразным, соответствовать экологическим критериям. Развивая способности, предстоит воплотить их в профессиональной деятельности, одним из важнейших компонентов которой является экологическая компетентность. Представлена программа курса, структура, алгоритм его реализации по его проведению.
Программа учебного курса «Актуальные проблемы экологии человека»
Представлены концепция и программа учебного курса «Актуальные проблемы экологии человека», адресованного студентам экологических специальностей. Определено место экологии человека в системе экологического знания, цели, структура, содержание и место курса в профессиональной подготовке специалиста экологической сферы, вклад данной дисциплины в формирование профессиональных (когнитивных, функциональных и личностных) компетенций эколога. Представлены структура учебного курса, учебный план, список обязательной и дополнительной литературы, вопросы для самоподготовки и контроля.